Кажется, что винные бутылки существовали всегда. Есть в них что-то гармоничное и естественное, ласкающее взор. Как у дерева или котика. Тем не менее, формы, которые мы считаем традиционными, появились всего-то лет сто назад. Помните, как Атос перебил все бутылки в подвале трактирщика? Так вот: выглядели они совершенно непривычно. Преподаватель «Академии винного бизнеса» Булат Бурангулов рассказывает о линиях и формах драгоценных сосудов.

Хотя стеклянные бутылки существуют больше тысячи лет, до промышленной революции их производили исключительно вручную… как, впрочем, и всё остальное. Свидетель тех времён — так называемый пунт, вогнутое дно бутылки. По одной из версий, он появился из-за сложностей с выдуванием ровного дна вручную и затем перекочевал в современные бутылки. И тогда, и сейчас пунт облегчает транспортировку, отлично удерживает осадок выдержанного вина.

Бутылки ручной работы обладали яркой индивидуальностью (то есть все отличались друг от друга). И стоили довольно дорого. Уже упомянутый Атос нанёс трактирщику довольно серьёзный материальный ущерб. Бутылки были предметом роскоши, поэтому разливал по ним вино не производитель, а покупатель. Вино везли в пункт назначения в бочках и хранили в них же, а в бутылки отправляли перед подачей на стол.

К концу 19 века изобретатель Майкл Оуэнс получил патент на полуавтоматический станок, который мог удешевить и расширить производство бутылок. А гильдия стеклодувов за баснословную сумму выкупила эти патенты на территории всей Европы. Она видела в автоматизации угрозу для своего ремесла и, как оказалось, совершенно не напрасно — много ли у вас знакомых стеклодувов?

Приобретение патента стеклодувов не спасло: вслед за полуавтоматическим оборудованием для производства бутылок появилось автоматическое. Спрос на мастеров стеклянных дел упал, а бутылки подешевели. Виноделы начали разливать своё вино самостоятельно и заодно экспериментировать с новой интересной упаковкой. Оказалось, что выдержка в бутылке делает вина тоньше и интереснее (в альтернативной реальности, где бутылки так и не появились, пьют совсем другое вино).

Вместе с тем появились и традиционные формы бутылок. Рассмотрим их очертания поближе.

Бордосская бутылка. Цилиндрическое вытянутое тело и цилиндрическое горлышко на высоких плечах. Разработана во французском регионе Бордо для выдержки и транспортировки вина. Далее распространилась по всему миру. Во-первых, Франция продолжает задавать тон в виноделии. Бордо — это бренд. Во-вторых, бордосская бутылка очень удобна для хранения вина. Сейчас это самый распространённый тип бутылки в мире, поэтому может содержать любой напиток. Часто бордосскую бутылку используют производители Нового света, которые предпочитают работать с бордосскими сортами винограда. Ну потому что Бордо — это бренд.

Бургундская бутылка. Ниже бордосской бутылки, изящна на свой лад: округлая, с покатыми плечами, плавно переходящими в колбу. Вторая бутылка во всемирном рейтинге «самые известные». Изобретена понятно где. Часто используется производителями вина из шардоне и пино нуар, которые хотят подчеркнуть свою приверженность к сортам и стилю бывшего герцогства. У бургундской бутылки есть родственники:

— бутылка из долины Роны чуть выше и пузатее оригинала, а горлышко толще;

— бутылка из Кот де Прованс обладает «талией» в нижней части колбы.

Флейта. Родом из Германии. Высокая, узкая бутылка, чьё горлышко плавно переходит в тело. Во французском Эльзасе, исторически тяготеющем к Германии, «флейта» законодательно закреплена как основной тип бутылки. Но разливают свои напитки в изящную ёмкость и производители других стран. Во флейте-иностранке окажется белое вино из традиционных немецких сортов винограда, например, рислинга или гевюрцтраминера.

Боксбойтель. Колба в форме уплощённого эллипсоида, из которого торчит горлышко. Навевает мысли о фляжках, походах и спрятанных в рюкзаке бутылках. Неудивительно: по преданиям боксбойтель скопирован с традиционного бурдюка для вина. Родом бутылка из немецкой местности Франкония, но внутри может оказаться и вино из некоторых регионов Португалии, Италии или Греции. Вне Европы боксбойтелей нет — согласно условиям патента, эта форма может использоваться только на территории Евросоюза.

Бутылка для шампанского. Вариация на тему бургундской бутылки. Её формы по сравнению с «бургундией» сильно скруглены, а толстые стенки способны выдержать огромное давление, по силе равное давлению в автомобильной камере. Собственно, мощь развивающегося шампанского — одна из причин, по которым его называли «вином дьявола». Чего только не подумаешь, когда бочка ни с того ни с сего разлетается вдребезги!

В основном бутылки для шампанского делают из зелёного стекла, чтобы избежать воздействия прямых солнечных лучей на напиток. Немногие производители, разливающие напиток в белое стекло, рекомендуют не выставлять его на полки без коробок.

Размеры бутылок тихого вина: от 0,187 л до 6 л. Самая маленькая — «кварта», самая большая — «империал».

Размеры бутылок шампанского — от 0,2 л до 30 л. Часть называется по именам библейских персонажей: так, 3 л — это «Иеровоам», а 30 л — «Мельхиседек» либо «Мидас».

Фьяско. Стеклянная продолговатая капля в соломенной оплётке на нижней части. Итальянка. Датируется 14 веком, так что это самая что ни на есть исторически сложившаяся форма: изначально фьяско были керамическими, а оплётка защищала от падения со стола.

Внутри такой бутылки может оказаться либо кьянти, либо одно из итальянских столовых вин.

Клавелен (клавлен). Бутылка, в которую разливают исключительно жёлтые вина региона Жюра. По очертаниям она схожа с бургундской, но её цилиндр шире, а объём меньше — 0,62 л. Появление такого «малыша» среди привычных 0,75 объясняется традицией: жёлтые вина минимум шесть лет выдерживают в бочке под флёром дрожжей. За это время от каждого литра вина остаётся 620 мл, остальное — «доля ангелов».

Бутылка для портвейна. Родом из Англии. Колба в виде прямого цилиндра переходит в горлышко, немного вздутое у основания. Форма сохранилась с тех самых времён, когда бутылки выдували вручную, а разливал свой алкоголь по бутылкам покупатель. Считалось, что горлышко помогает налить в бокалы выдержанный портвейн, оставив осадок на дне.

Округлые классические очертания бутылок сами по себе прекрасны. К дополнительным украшениям производители прибегают в двух случаях. Первый — это вино недорогого ценового сегмента, которое должно привлечь внимание покупателя-визуала. Второй — очень дорогие вина в соответствующих статусу бутылках. Например, шампанское, изящно декорированное бриллиантом в 19 карат. Но в основном виноделы предпочитают эксперименты со вкусом вина. Потребитель редко задумывается, что у очертаний бутылки есть своя история, и форма тоже может что-то значить.

 

Также Вам может понравиться

Comments are closed.

Больше по теме Экспертиза и наука