Крепкие напитки — это целый мир, не ограниченный десятком самых знаменитых брендов. Если поискать, каждый найдёт себе что-нибудь по вкусу: тот самый сорт виски, лучший джин с какими-нибудь крайне редкими травами, коктейль своей мечты… Эксперт по крепкому алкоголю Дмитрий Гращенков раскрывает три главных хитрости производителей крепких напитков.

Вкус, обогащённый вкусом

Так называемую довыдержку изобрели в 1980-х производители виски, стараясь выделить свой продукт среди прочих. Сначала виски в любом случае три года проведёт в заключении в бочке, чтобы завоевать право называться виски. Затем для довыдержки его переливают в старые бочки из-под вина, портвейна, мадеры или любого другого напитка. Они впитали некоторую часть вида спиртного, который хранили изначально — говорят, ёмкость на пятьсот литров вбирает в себя едва ли не десятую часть содержимого.

Пока виски минимум три месяца довыдерживается в бочке, она щедро делится с ним волшебством: вкусами, ароматами, даже цветом своего прежнего жильца. Например, бочка из-под хереса смягчает и приглушает вкус виски, придаёт ему новые оттенки (они зависят от сорта хереса). Призрак рома наделит напиток сладкими, ванильными нотами. Встречаются и более экзотические варианты.

Недавно узнал о производителе, довыдержавшем виски в бочках из-под саке. Такой напиток оценят не только знатоки виски, но и любители саке.

Вслед за производителями виски к старым бочкам потянулись ромоделы и грапподелы в поиске новых вкусов и эмоций от напитка.

Ведьмин котёл

Производители джина не увлекаются довыдержкой — они предпочитают удивлять потребителя местными, локальными вкусами. Кажется, для них не существует такого ингредиента, которым нельзя бы было украсить напиток.

Классический джин, пришедший к нам из Голландии — это спирт из зернового сырья, можжевеловые ягоды, цедра лимона и апельсина. Чаще всего к ним добавляют кориандр и корицу, миндаль и фенхель, анис и кардамон — благо, законодательных требований по составу напитка не существует. Но производители колдуют над купажом своего продукта, добавляя в растительную основу то специю, то веточку или диковинный цветок. Они дополнительно обогащают и усложняют джин, словно маги-заклинатели.

По моим наблюдениям, в Германии чаще оттеняют вкусовую легенду джина травами, а в Англии и Шотландии — цветами. На этикетке указывают размытое «смесь ягод и пряностей», чтобы не разглашать своих секретов.

Воля производителя превращает джин в произведение искусства: он может содержать более двадцати добавок, обладать ароматом лаванды, розы и даже чёрного перца. А время от времени на рынке появляется хулиганский напиток, созданный для газетных заголовков — например, джин с муравьиной кислотой, во вкусе которого слышатся лимон, лайм и лемонграс.

Мне как дегустатору всегда интересно наблюдать за сложными, насыщенными напитками: что в них доминирует? Оправдают ли они обещания производителя на упаковке? Если в чистом виде напиток сохранил индивидуальность, начинаешь экспериментировать с миксами — не потеряет ли свою мелодию алкоголь разбавленный, алкоголь с тоником. Это очень интересный процесс.

Всё в коктейль!

На рынке крепких напитков идёт коктейльный бум: растёт спрос на всё, что подходит для микса. Например, бармены обожают пряный ром (spiced rum) — он отлично пьётся и соло, и в коктейле. Это классический золотистый или тёмный ром, который мастера купажа обогатили пряностями и цитрусами. Сладость рома становится насыщеннее, во вкусе появляется что-то праздничное: кондитерское и даже конфетное. Отлично подойдёт для дегустации под ёлкой.

Крепкие напитки — один из тех рынков, где предложение формирует спрос. Производитель говорит: «Попробуй-ка вот это», потребитель соглашается. Огромный мир напитков «с градусом» миксология превращает в terra incognita: коктейли сладкие, кислые, горькие, обманчиво мягкие, неподдельно крепкие, горячие и холодные… А бренды уже предлагают новые варианты смесей. Так, моду на коктейли с джином обеспечили производители тоников. Они разработали новые удачные вкусы и создали для них ситуацию спроса.

Виски не теряет в спросе. Растут вермуты и ликёры, которые тоже можно добавить в коктейль. Вписаться в тренд пробуют производители коньяка, самой консервативной и строгой из категорий алкоголя. Они предлагают нам поэкспериментировать: добавить лёд, смешать с молоком и пломбиром. Коньяк сочетается с молоком лучше других крепких напитков. Очарованный потребитель следует за трендами — ему нравятся новые вкусы и нравится богатство выбора.

Также Вам может понравиться

Comments are closed.

Больше по теме Экспертиза и наука