Быть современным потребителем очень удобно. Не хочешь обычное молоко — вот тебе козье, шоколадное, миндальное и овсяное. И сухое. В поисках всего самого интересного сотрудники ритейла летают по всему свету и зависают в интернет-магазинах. Категорийный менеджер отдела сухих продуктов и непродовольственных товаров Елена Трухачёва — о принципах выбора, явлении кокоса и неожиданных склонностях жителей мегаполиса.
Невиданный и желанный
Попасть на полку «Азбуки вкуса» не так-то просто. Принцип «введём в ассортимент, потому что можем» не работает. В магазине уже есть продукты на все случаи жизни, осталось найти продукт вашей мечты. Нам нравится удивлять покупателя, привозить то, с чем он ещё не сталкивался или полюбил в путешествии, но не нашёл на российском рынке.
Ритейлер опирается на собственные потребности. Он хочет собрать все оттенки вкуса — комбуча послаще и покислее, с сахаром и без, более газированная и совсем лёгкая. Предложить покупателю выбор на любой кошелёк. И на любую привычку — кому-то удобнее специи в пакете, кому-то в мельничке. А иной, может быть, всю жизнь мечтал о муке в упаковке с дозатором.
За мировыми трендами приходится следить особенно тщательно. Если на рынке появляется новый вид товара или в моду входит что-то давно известное (и снова комбуча!), ритейлер тут как тут.
Как вычислить, что постепенно становится востребованным? Очень просто и очень сложно одновременно — изучать информацию, пока не увидишь закономерность. Категорийные менеджеры часто заходят на американский и английский Amazon, на iHerb и Whole Foods. Но они заняты не покупками, а работой — анализируют ассортимент, выявляют новинки, отслеживают бестселлеры, мониторят тренды и обратную связь от покупателей.
Эта почти детективная работа даёт отличный результат. Так, бренд макаронных изделий Benedetto Cavalieri мы встретили на американском Amazon. Сначала взгляд привлекли упаковки, похожие на кастрюльки, а при более тщательном исследовании нам захотелось срочно обогатить этим брендом нашу бакалею.
Путешествие за едой
Категорийный менеджер непременно посещает профильные выставки в поисках интересных производителей. Каждому профи известны такие мероприятия, как выставка Anuga в Кельне, Sial в Париже, CiBus в Парме и Tutto food в Милане. А BIOFACH в Нюрнберге собирает все тренды в сфере ЗОЖ и органических продуктов. Час на этой выставке — и ты понимаешь, что в ближайшие годы будут есть все европейские любители здорового питания. Например, в 2015 году стенды оказались завалены продуктами из кокоса. На тот момент они ещё не стали мастхэвом любого приличного супермаркета. Мы решили рискнуть и ввели в ассортимент кокосовое масло. Продажи отлично пошли с первого месяца.
Инструкция на случай, если вы решили попробовать себя в роли категорийного менеджера. Первым делом — осмотр стенда с инновационными продуктами. Затем углубленное исследование выставки. Нужно:
— вычислить, что встречается на стендах чаще всего;
— продегустировать заинтересовавшие продукты;
— выяснить, представлен ли продукт в России;
— расспросить производителя об истории создания;
— разузнать рецептуру.
Да, судя стендам BIOFACH, основной тренд 2020 года — это комбуча. Её предлагал каждый третий участник выставки.
После проб и дискуссий нашим лидером стала комбуча The GUTsy Captain из Португалии. Типичный «правильный» продукт для «Азбуки вкуса». К нам попадают только трендовые, инновационные товары из отличного сырья с правильным составом и в привлекательной упаковке.
Подкупило то, что кроме комбучи компания производит водный кефир — мы сразу захотели пополнить им свой портфель. Вскоре ищите на витринах. Кстати, в России этого продукта нет вовсе.
Комбуча The GUTsy Captain представлена в ассортименте сразу четырьмя вкусами — классический, имбирно-лимонный, малиновый и кокосовый.
Можно было бы поставить на то, что всем понравится обычная комбуча или малиновая, но… в явные лидеры внезапно выбился вкус кокоса. Мы стараемся удивить наших покупателей, но наши покупатели, в свою очередь, всегда могут удивить нас.
Никто, даже собственные родные, не следит за отзывами и покупками потребителя с такой тщательностью, как категорийный менеджер.
P.S. Все самые яркие новинки и невероятные находки наших взыскательных категорийных менеджеров мы по доброй традиции анонсируем в нашем Instagram.