Допустим, вы решили создать органический кефир. Добро пожаловать в приключение! Он потребует специальной закваски и органического молока. Для молока будет нужна «органическая» корова. А корове — органический корм с «чистой» земли. Рассказываем о производстве безупречной натуральной еды — ферме М2.

Одна маленькая, маленькая ферма

Ферма М2 входит в группу компаний Major Auto. Из названия понятно, что её специальность — не сельское хозяйство, а автомобильный бизнес. В путешествиях по Европе акционеры оценили качество местных молочных органических продуктов и решили создать нечто подобное в России.

В 2017 году первые животные фермы приехали из-за границы на её первые земли — всего 45 гектаров. Планировалось, что производить компания будет всего два продукта: молоко и мясо. Именно так расшифровывается «М2».

Вместе с началом фермы возникли вопросы: что должна есть правильная органическая корова? Можно ли купить это в России? Почему бы не производить другие продукты, раз получается так хорошо? И не поделиться ими с другими, напомнив о вкусе настоящей еды?

Результат: 4500 гектаров земли в Рузском районе, многопрофильный сельскохозяйственный комплекс, два органических сертификата. Приобретённые земли оказались залежными, то есть долго не обрабатываемыми. Начинать пришлось не с распашки полей, а с вырубки кустарника. Но эта же земля стала важным преимуществом компании. Она так давно пустовала, что осталась «чистой». Можно сказать, это был клад.

Царство полного цикла

Маленькая ферма, которая когда-то представлялась создателям, превратилась в многопрофильное органическое хозяйство:

Животным нужен корм. Возводятся элеватор и комбикормовой завод. Пастбища с клевером, люцерном, донником и кострецом на ферме уже есть. То, что не выращивается сами, пока закупается — например, органическая кукуруза из Европы (в России её просто нет). Но компания уже примеривается к выращиванию. Раз уж начали возделывать поля и обзавелись оборудованием, дополнительно высаживаете овёс, ячмень и озимую пшеницу.

Производимое сырьё требует переработки. Возникает молочный цех. И сырный. Мясной цех и цех консервации. Хлебопекарный тоже.

Покупатели дают обратную связь. Компания прислушивается. Именно на ферме появились козы и овцы, а в ассортименте — козий йогурт и творог. Даже сливки из овечьего молока.

… Словом, появление в структуре пивоваренного цеха уже никого не удивило. Солод и хмель закупаются в Бельгии, дрожжи — из собственной лаборатории.

В сумме М2 производит порядка 300 наименований продукции. При желании любитель органики мог бы питаться исключительно продуктами бренда. Выбор у него отличный:

— Охлаждённое мясо и мясные продукты. Курица, говядина, свинина, баранина.
— Молочные и кисломолочные продукты. Включая питьевой и термостатный йогурт с разными наполнителями.
— Около 30 видов сыра: твёдрые, полутвёрдые, мягкие и творожные. Даже испанские сыры «манчего».
— Овощи, фрукты, ягоды и зелень.
— Различные виды хлеба и сдоба.
— Яйца.
— Консервы. От джема до свиного смальца.
— Напитки на выбор — пиво, лимонады, соки, квас.

Огромные территории М2 в Рузском районе превратились в органический рай. В теплицах наливаются соком томаты, огурцы и перцы. В цеху проращивания — микрозелень, салаты и грибы. Огромную территорию занимают огороды. В сумме всё это хозяйство даёт 75 килограммов овощей в день. А неподалёку разбиты фруктовые сады.

При этом ориентирована ферма пока больше на животноводство. В общей сложности здесь обитает почти десять тысяч животных. Коровы и быки мясных и молочных пород, козы, овцы и бараны, куры. В этом году появились ещё утки и гуси. По органическим стандартам всем им требуется огромное количество территории… но качество этого стоит.

Входя в органику

М2 называется «фермой», а по сути это органическое хозяйство. С двумя соответствующими сертификатами.

Сначала немецкая аккредитованная организация Kiwa выдала М2 европейский знак качества «ЕвроЛист». А в этом году вступил в силу российский закон «Об органической продукции». Теперь российская компания может маркировать свои продукты «органическими» только после соответствующей проверки. К апрелю маркировка уже у фермы была. К тому моменту она получила европейскую сертификацию, так что представляла себе алгоритм процедур.

Органическая сертификация не ограничивается ни землёй, ни конечным продуктом. Контролируется всё: сырьё, производство, упаковка, перевозка. Даже утилизация отходов. Для каждого этапа прописан стандарт: «Как это делать, если ты «органик».

Например, если ты «органик», ты согласуешь свои закупки с сертифицирующим органом и получаешь от них разрешение.

Если ты «органик», представители сертифицирующей организации регулярно проверяют тебя плюс запрашивают фото- и видеоотчёты. Крайне подробные. Так, органические стандарты регламентируют даже пространство для свободного выгула животных.

Если ты «органик», в хлеву будут тёплые полы, а летом для коров возводится «летний лагерь» — деревянный шатёр, чтобы укрываться от дождя или ветра в органическом поле. На поле высажена органическая трава тех же сортов, что на первоклассных теннисных кортах. Органика — это и результат, и процесс.

Дело в технологии

Стереотип гласит, что органические продукты на порядок дороже обычных. Но для покупателя стоимость органического йогурта сопоставима с обычной. Кому органика обходится дорого — так это производителю.

Органическая кормовая кукуруза из Европы стоит в четыре раза дороже обычной. Там, где на обычной птицеферме живут 2300 кур, органический регламент разрешает разместить только 700. Зато финальный продукт — это еда, какой она должна быть.

Потребитель уже и не помнит ощущения настоящих продуктов. Первое время покупателям кажется непривычным вкус колбасы без усилителей вкуса. Компании приходится больше и чаще рассказывать об органике, чтобы развеивать мифы о ней. Как ни странно, чуть-чуть помогла в этом пандемия — у М2 вырос спрос. Люди задумались о фундаменте своего здоровья: о том, что они едят.

Также Вам может понравиться

Comments are closed.

Больше по теме Ферма и ремесло