«Бананчику холодно?», «Зачем?!», «За такое полагается персональный котёл в аду с бурлящим полиэтиленом»… Чего только «Азбука вкуса» не наслушалась за банан в индивидуальной упаковке! Прекрасная новость: мы кое-что исправили. И готовы объясниться.

Банан в индивидуальной упаковке — это прежде всего удобно и в некотором смысле экологично:

– Упаковка бережёт сумку от катастроф (вспомните потёкший тюбик тонального крема или йогурт. Кожура банана ничуть не надёжнее).

– Упаковка ограничивает доступ кислорода к банану и уменьшает потерю влаги — он дольше остаётся свежим и красивым — снижается food waste.

– Упаковка, снижая food waste, уменьшает траты природных ресурсов на выращивание и перевозку банана, который не найдёт своего покупателя. Ниже выброс парниковых газов, в частности, метана, который выделяет выброшенная еда. Всё благодаря одному маленькому пакету.

Но всё-таки это пакет. Пластиковый и с двумя бумажными стикерами, а значит, неперерабатываемый. Ответственным потребителям, которые сортируют мусор и сдают на переработку, приходилось мучительно отрывать стикеры от пакета — или не покупать банан вовсе. Жалко. Банан вкусный, а упаковка удобная.

Покупатели попросили: сделайте что-нибудь, пожалуйста. «Азбука вкуса» начала делать. На поиск оптимального решения ушло почти два года. Мы ездили на выставки по всему миру. Заказывали из Европы образцы упаковки. Консультировались с Greenpeace. Экспериментировали, укутывая банан в разные материалы и наблюдая, что происходит.

Упаковка, которая устроила бы всех, должна была отвечать трём требованиям:

– Удобство. Любое решение, которое позволит без опасений брать банан с собой, носить среди деловых бумаг или учебников в школу.

– Продление срока годности. Проблему food waste никто не отменял.

– Экологичность. Как можно менее разрушительная для окружающей среды.

Не поверите, но даже в наше время, когда эко-френдли материалы производят из грибов, картофеля, эвкалипта и панцирей съеденных креветок, найти такой материал оказалось совсем непросто.

Бумага?

Не подходит по пункту 3. Она, конечно, перерабатываема. Но производство бумаги, оказывается, ещё разрушительнее для Земли, чем производство пластика. На 70% больше вредных выбросов в атмосферу, в три раза больше углеродный след и в 50 раз больше слив загрязняющих веществ в водоёмы. Совершенно не то, что спасёт планету.

Биодеградируемая целлюлоза?

Банан, упакованный как сосиска — это весело. Но нам этот вариант не подошёл (хотя мы уже научились с ним работать!). Во-первых, это не менее разрушительное для окружающей среды производство, чем бумажное. Greenpeace не одобрил. Во-вторых, биодеградация требует промышленных компостных полигонов, которых в России практически нет. Получается упаковка, которую можно безболезненно переработать… но не здесь.

Биоразлагаемые материалы?

Не подходит, см. предыдущий пункт. Если биоразлагаемые материалы не попадут на компостный полигон, они будут разлагаться неопределённое количество времени в зависимости от условий. Возможно, не быстрее того же пластика.

Банановые листья?

Будете смеяться: мы протестировали этот вариант. Выглядит очень эффектно, а по факту дорого и бесполезно: через пару дней лист теряет все свои потребительские свойства. Такая упаковка не только не продлевает срок годности банана, но и требует усилий для продления собственной «жизни».

Дополнительная обработка?

В теории кожуру банана можно покрыть пчелиным воском или шеллаком, чтобы продлить срок годности. На практике банан, который покрыт воском, не может обмениваться с окружающей средой кислородом и очень быстро превращается в кашу внутри кожуры. Что полностью противоречит пункту 2.

Неужели…?

Да. Оптимальным вариантом для переработки оказался пакет из пластика, но без бумажных стикеров. Нет стикеров — нет лишней траты бумаги. Нет стикеров — легко переработать пакет.

Новая индивидуальная упаковка банана «Азбуки вкуса» — это полипропилен. Пластик, который принимают все пункты сбора вторсырья и легко перерабатывают заводы. Маркировка — PP и цифра «пять» в треугольнике. Вот такая.

А информацию, которая раньше была на стикерах, мы перенесли на сам пакет.

Теперь упаковка банана не разрушает природу. При условии, что покупатель ей немного поможет: соберёт пластиковое вторсырьё и сдаст на переработку. А ещё будет приобретать продукт только тогда, когда в нём нуждается. Осознанное потребление требует наших совместных действий. Иногда разумнее взять гроздь бананов, а не один. А порой удобнее банан в индивидуальной упаковке: надёжный и с долгим сроком хранения (даже если забыть его в сумке). Мы — за осознанный выбор банана!

Также Вам может понравиться

Comments are closed.