«Международные» сорта винограда вроде мерло сохраняют свои характерные свойства в любом регионе, где растут. Но в тени «международных» остаются менее известные автохтонные сорта — виноград, который появился в конкретной местности и только выращенный там же не теряет своих качеств.
Информация предназначена для лиц старше 18 лет
Уникальный вкус вина из территориального сорта винограда формирует солнце, ветер и земля региона. О культурной ценности автохтонов и о судьбе винограда рассказывает преподаватель «Академии винного бизнеса» Булат Бурангулов.
Почему одни сорта винограда известны только в своём регионе, а другие растут по всему миру?
Международные сорта когда-то тоже были автохтонными. Чаще всего это известные сорта из Франции, которые «подхватили» виноградари со всего мира. Они увидели устойчивый спрос и начали высаживать лозы этих сортов в своих виноградниках. В итоге 80% мирового производства вина использует международные сорта винограда и только 20% — автохтонные.
Получается, для автохтона нельзя подобрать другое такое место на Земле, где сочетание условий будет идеальным?
Да, именно так. Работа винодела зависит от того, как созреет виноград. Сахар в спелых виноградинах на винодельне перебродит и превратится в алкоголь, а полифенолы и антоцианы дадут сложные оттенки цвета, вкуса и аромата. Но созревание винограда определяется терруаром: климатом местности, землёй, даже количеством солнечных дней. Большинство автохтонных сортов никогда не станут международными — только в родном регионе этот виноград сохранит свои уникальные свойства. Например, в итальянском Пьемонте растут лозы винограда неббиоло. Увидев спрос на продукцию из этого сорта, производители попробовали культивировать неббиоло в других регионах и странах, но он оказался слишком капризным. Только из пьемонтского неббиоло получается идеальное вино. Вина из автохтонного сорта — это индивидуальность местности.
А сколько всего автохтонных сортов в мире?
Трудно сказать. В одной Италии более трёхсот автохтонов. Для сравнения, международными сортами считаются всего 20-30 сортов винограда. Огромное количество удивительных вин остаются вне поле зрения покупателя. Так, лозы нерелло маскалезе и нерелло капуччио растут на почве вулкана Этна на побережье Сицилии. Этна — единственное место на Земле, где эти сорта полноценно вызревают. Из нерелло маскалезе и нерелло капуччио производят элегантное и очень необычное вино. Кроме оттенков фруктов, цветов и специй в его вкусе и запахе чувствуется камень, земля, пепел — то, что вулканическая почва отдаёт лозе. Говорят, оба сорта вывели древние греки; у них нет общих корней с другими сортами.
Что формирует спрос на вина из автохтонного сорта винограда?
Что угодно. У каждого автохтона, как у произведения искусства, своя судьба. Например, человечество чуть не лишилось галисийского годельо, из которого производят белое вино. Очень долго виноградарство в Галисии было заброшено. Немногие, кто ещё занимался этим ремеслом, в погоне за прибылью выкорчёвывали лозы годельо и сажали на их месте менее прихотливые, более урожайные и популярные сорта. Но в 70-х годах 20 века два региональных производителя нашли девять гектаров виноградника с лозами годельо. Они поняли, что у сорта большой потенциал, что его оценят потребители. Когда вино из годельо получило награды на международных конкурсах, сортом заинтересовались другие галисийские производители. Они увидели новые возможности.
А на что ориентируются производители, чтобы оценить потенциал вина?
На собственный опыт и опыт других производителей. На исторические данные о сортах. Приведу пример: до середины 20 века производители Юга Италии были сосредоточены прежде всего на объёмах производства. Поэтому они предпочитали заменять на своих виноградниках традиционные сорта на высокоурожайные. В итоге в какой-то момент почти во всех регионах центральной и южной Италии главенствовал сорт санджовезе. Но в регионе Кампания исторически хорошо показывал себя другой сорт — альянико. Выиграли производители, которые сохранили традицию и продолжали выращивать автохтонный сорт Кампании: сейчас вино из сорта альянико — одно из самых популярных красных вин региона. Автохтоны — своеобразная культурная ценность местности. Постепенно вслед за виноградарями и виноделами его учатся ценить потребители.
Почему ситуация так изменилась?
С моей точки зрения, на интерес к автохтонным сортам повлияло развитие туризма. Путешественник в незнакомой стране ищет уникальные впечатления. Он хочет изучить местные традиции, узнать национальную кухню региона, а вместе с ней — и вина, которые исторически производились именно здесь. Сейчас востребованы новые впечатления и новые знания; потребители углубляются в темы, которые до этого знали лишь поверхностно. Например, пробуют новые вина.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
![]() |
||
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
![]() |
||
![]() |
![]() |
|
![]() |
||
![]() |