Машинистка метро заходит в бар и заказывает мощный торфяной виски. Мужчина в отпуске по уходу за ребёнком «сдал смену» и вырвался к друзьям с бутылкой розе. Почему бы, собственно, и нет? Представление о социальных и гендерных ролях, которое когда-то строго управляло жизнью, постепенно стирается. И да, на мире алкоголя это тоже отражается.

Всё не так

Вспомним 1992 год. И фильм «Основной инстинкт». Конкретно — сцена в пляжном домике, где детектив Каррен и Кэтрин Трэммел пьют виски. На тот момент его позиционируют как выбор брутальных мужчин, так что выбор именно виски обусловлен образом Шэрон Стоун —роковой, необычной женщины. «Вы имеете что-то против кубиков льда?» — интересуется детектив, пока Трэммел раскалывает лёд ножом.

Мир стал другим, и мы вместе с ним — учимся получать удовольствие без оглядки на общественное мнение. Потом приходят праздники начала года. Старт — 14 февраля с розовыми сердечками и ужинами при свечах, затем 23 февраля — торжественное явление носков и пены для бритья. Финишируем 8 марта с традиционным «девушки — украшение коллектива».

Ладно, на самом деле это не «как делают», а «как принято». Поэтому между двумя гендерными праздниками мы решили поразмышлять: как изменились наши застольные привычки в 2020-х годах по сравнению с последними десятилетиями? Ведь в них, как в зеркале, отражается смена человеческих предпочтений. Включая самый главный тренд: обращать внимание на себя, а не на положенные ритуалы.

В переводе на человеческий

Россия лет двадцать назад: вино — напиток для узкого круга посвящённых, разобраться в нём невозможно, оно окружено ритуалами и табу. «Белое — только к рыбе, красное — к мясу» — практически одиннадцатая заповедь. Спорить с сомелье — грех.

Конец нулевых: сдвиг в парадигме. Стоит поблагодарить новые околоалкогольные медиа, продвинутых столичных рестораторов и искушённых путешественников. Именно они начали новый разговор о вине на понятном и дружелюбном языке.

Десятые годы: до крупнейших городов докатывается увлечение «натуральными винами». Под этим термином тогда подразумевали всё: органику, биодинамику, талантливых микровиноделов, которые сохраняли традиции. Стилистика многих вин была откровенно панковской, и разговаривали о них соответственно.

Начали меняться и продавцы. Благодаря этой волне им пришлось переосмысливать отношение к продукту, ассортименту и коммуникации с потребителем.

Оказалось, что вино — не о ритуалах и табу, а об экспериментах и удовольствии. Если отступать от неписаных законов, жертв и разрушений не будет. Всё оказалось интереснее и неоднозначнее, чем обещало быть. Хочешь красного с рыбой? Пино нуар и тунец. Белое с мясом? Пожалуйста, свинина плюс сливочный соус плюс шардоне помощнее — отличное сочетание, которого не нужно стесняться. Даже сомелье заговорили более открыто: «Мы, конечно, дадим вам совет… но бояться ошибок не нужно».

Свобода выбора

Маркетинговые исследования свидетельствуют: розе завоёвывает мир. С 2002 по 2018 год рост продаж составил убедительные 40% и продолжает взбираться вверх.

Розе в общественном мнении было скорее «девичьим» напитком. Но, как показывает статистика, пол здесь не так важен, как возраст: розе покупают в основном миллениалы. Несколько лет Международная организация виноградарства и виноделия (OIV) проводила исследования, которые показали: во Франции, США и Китае процент мужчин и женщин, пьющих розовое, примерно одинаков.

Выходит, что стереотипы о «мужском» и «женском» алкоголе преувеличены. Хотя временами это неочевидно. Например, в Британии есть специальное слово для подсевших на розе парней — brose (brother + rose).

Работает это и в другую сторону. Крепкий алкоголь любого типа ранее называли «мужским напитком». Будь он коньяком, ромом, джином или текилой. Но и там со временем появились женщины. Теперь они выигрывают конкурсы барменов, становятся бренд-амбассадорами дистиллятов, занимают позиции мастер-дистиллеров (главных людей, отвечающих за производство и итоговый продукт) в дистиллериях… и, конечно, употребляют крепкое.

В 2018 году известный производитель шотландского виски переодел Джонни на этикетке в Джейн, отмечая роль женщин в судьбе знаменитого скотча. В бутылке был классический скотч, сделанный женщиной (а не какой-нибудь «облегчённый женский виски»). Эту затею критиковали со всех сторон, но это не помешало выпустить уже второй релиз.

Ещё дальше пошёл Фрэнсис Форд Коппола. Великий режиссёр и успешный винодел запустил проект Great Women Spirits — линейку крепких напитков, посвящённых женщинам. Виски в ней назвали в честь Дороти Арзнер, единственной женщины-режиссёра «золотой эры» Голливуда и одной из преподавательниц Копполы в UCLA. Джин посвятили математику Аде Лавлейс, создавшей первый в истории официально опубликованный алгоритм. Бренди увековечило итальянку Марию Гаэтану Аньези — математика, философа и теолога 18 века. Мария — вторая женщина в мире, получившая право преподавать в университете.

Мир дистиллятов перестал быть мужским заповедником. Женщинам не нужны «специальные женские напитки», как и мужчин не нужно ограждать от розе. Все разберутся сами.

Свобода действий

Самый удивительный и прекрасный вывод из всех этих наблюдений — больше не стыдно быть самим собой. Все более-менее заметные изменения на алкогольном рынке в последние годы объяснялись прихотями миллениалов. Хотя ближайшие десять лет обещают множество интересных поворотов на алкогольном рынке: в ряды потребителей вот-вот вольются рождённые в нулевых «зеты». Что мы о них уже знаем?

— Адепты концепции zero waste;
— уважают осознанное потребление;
— скорее равнодушны к алкоголю, поэтому традиционные производители заранее вводят в ассортимент «безалкогольные алкогольные напитки»;
— склоняются к гендерному нейтралитету.

Ждать 2031 года не нужно — мы можем начать прямо сейчас: не маневрировать между нормами и личными желаниями, а следовать своим путём без оглядки на порядок. Не обращайте внимания на устаревшие догмы! Пусть мужчины пьют «беллини», а женщины бренди. Дарите друзьям то, что им нравится, и не бойтесь нарушать неписаные правила. Жизнь от этого станет ярче и интереснее.

 

 

Также Вам может понравиться

Comments are closed.

Больше по теме Качество жизни